Метод Марии Монтессори

Никто не может развить ребенка за ребенка. Ребенок может сделать это только сам. Роль педагога помочь в этом и создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития. Девиз педагогики Монтессори: помоги мне это сделать самому.

В методе Марии Монтессори самое главное – это личность ребенка. Взрослые склонны думать, что ребенок – это маленький взрослый, но это не так. Дети отличаются от взрослых буквально всем, духовно, физически, ментально. Метод Марии Монтессори основан на индивидуальном наблюдении за каждым ребёнком, признании его особенностей, принятии и уважении его таким, как есть и сопровождении в выборе активного самосовершенствования.

У детей в разные возрастные периоды есть свои, неведомые взрослому человеку, потребности. Основное для ребенка – это строительство себя, своего внутреннего мира в качестве фундамента для всей дальнейшей жизни. Ведь не секрет, что период от рождения и до шести лет – это основной период в жизни человека, именно в этот временной отрезок закладывается, создается и формируется личность человека на всю оставшуюся жизнь.
Каждый ребенок рождается с неисчерпаемым объемом творческой энергии и потенциала, и наша задача - помочь ребенку направить эту энергию в нужное, правильное для него самого русло, при этом, не принуждая его ни к чему, а так же помочь раскрыться его внутреннему потенциалу.
Принцип (опекаемой самостоятельности) - ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ дает детям возможность расти активными и уверенными в себе, а значит быть счастливыми.

Нужно очень четко понимать, что личность каждого ребенка уникальна и развивается по своим внутренним законам и согласно своему внутреннему времени.

Монтессори среда:
«Дети ищут любые возможности вскарабкаться, спрыгнуть, усесться на ступеньку, снова встать, соскользнуть вниз... Движение — это не только выражение своего „я“, но необходимый фактор для построения сознания ... оно является единственным механизмом для хватания и касания при составлении определенных четких связей между „я“ и внешней реальностью. Движение есть существенный фактор при формировании интеллекта, для которого необходимо питание и получение впечатлений из вне». Мария Монтессори.

Развивающая среда для ребенка это:
• Возможность движения в процессе достижения своих целей.
• Отработка психологических блоков.
• Развитие способностей к концентрации.
• Возможность совершать выбор и действовать самостоятельно.
• Возможность оказаться на одном уровне со взрослым
• Развитие способности к наблюдению.
• Безграничное поле познания.
«развивающий материал» в руках ребенка - это развитие сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики и координации основных движений рук и запястья, формирование мыслительных процессов и математических представлений в процессе работы.


Главная заслуга Монтессори и суть ее теории основывается на методе наблюдений. Сама Монтессори и педагоги ее последователи огромную часть времени проводят наблюдая за ребенком, отслеживая его развитие, круг его интересов и определяя таким образом его область ближайшего развития, в которой нужно с ним работать. Именно через наблюдения и анализ Монтессори определила так называемые сензитивные периоды развития ребенка. Те периоды, когда развивается определенный участок мозга и следовательно именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Свободной работе основному виду занятий в Монтессори-группе - уделяется 1,5-2 ч в день в зависимости от возраста и от желания ребенка.

Развитие идет в 5 областях: сенсорика (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание это термин Монтессори. Сюда входит азы географии, биологии, физики, химии. По мере возможности и по желанию родителей в группах организуют занятия изо, музыкой, иностранным языком, физкультурой на основе философии Монтессори. Выбор материала для работы зависит от желания ребенка. Но, зная этапы развития, общие для всех детей, педагоги могут мягко стимулировать процесс.

Дети поступают в группы Монтессори обычно в 2,5-3,5 года. Сначала они занимаются в основном сенсорикой (это очень важно, так как дает базу для развития во всех отраслях), а так же упражнениями из практической жизни разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Только не подумайте что все это делается, чтобы превратить детей в слуг. Основные цели этих практических упражнений развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. Детям очень нравится чувствовать себя такими большими и умелыми.

Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься сразу в 2,5-3. Космическое воспитание идет параллельно, по мере возникновения интереса. Важно то, что детей никто не дергает и не тянет. Все происходит естественным образом и по желанию ребенка. Такой индивидуальный подход как у Монтессори больше нигде не достигается. Монтессори-материалы это отдельная песня. Это надо видеть. Они шлифовались в течение почти 100 лет. Меня поразил факт, что сначала Монтессори придумала очень много материала, потом следила, какие детям по тем или иным причинам не нравятся, в результате около 70 % материалов было отбраковано.

Важный принцип Монтессори разновозрастная группа обычно от 2,5 до 6-7 лет. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие наблюдая за старшими проявляют интерес к более сложным упражнениям. Если ребенок ходит в Монтессори-группу с 3 до 6 лет, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом прорабатываются многие важные принципы социализации. Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим. А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.